на главную
История Село сегодня САБАНТУЙ!!! Фотогалерея Справочник
на главнуюотправить письмо

Уважаемые Ишеевцы и Гости нашего села!

Рады приветствовать вас во Всемирной сети Интернет на неофициальном сайте села Ишеево!



 
 
 
   



Из истории села Ишеево

Появление деревни Ишеево связано с противоречивыми событиями и неурядицами Смутного времени начала XVII века. И первое письменное упоминание о ней относится к именно к этому периоду. Она названа в документе  Ишеев Усад.
Принимая во внимание ряд известных фактов, указывающих на то, что часто татарские деревни назывались по именам их основателей, резонно считать, что Ишеев Усад (современное Ишеево) своим названием обязан командиру группы служилых татар - некоему Ишею (Ишеису) . Тогда же сложилась первооснова мусульманской общины деревни.
Не всегда то пространство, где расположилось нынешнее Ишеево, выглядело так, как оно выглядит сегодня. Обилие лесов было характерно для того места, где рождалась деревня. А появилась она недалеко от устья речки Базловки, на правом её берегу.  Базловка несла свои воды в реку Урынгу (старое название Уронга), а та, в свою очередь, в Ургу. Урга же, сильно петляя, торопилась в полноводную по тем временам Суру. Наряду с лесами,  типичными для этих земель были и торфяники.
Издавна жители Ишеево, создав деревню, осваивали под хозяйственные нужды земли в северном направлении вплоть  до реки Урынги. Жители Ишеева Усада занимались земледелием и скотоводством, постепенно вырубая леса.
В XVII столетии жители Ишеево, как и иные курмышане, участвовали в военных кампаниях, проводимых государством.
В Центральном архиве Нижегородской области хранится копия карты деревни Ишеево 1786 года , сделанная в годы правления Александра II (1855-1881).
По межеванию 1786 года в деревне Ишеево общее жизненное пространство  составляло площадь в 1254 десятины 1588 сажень (более 1300 га). Почти вся указанная площадь (1240 десятин 2388 сажень, то есть  приблизительно 99%) была удобной и использовалась для хозяйственных нужд. Под пашню - 1050 десятин 548 сажень (около 1150      га), покос   90 дес. 1200 саж. (более 98 га). В неудобицы входили, прежде всего, болота, которые занимали в общей сложности 25 десятин 1200 сажень (более 27 га). Отметим, что в хозяйственных целях ишеевцы использовали лес. В то время ещё сохранялись отдельные лесные массивы, в  целом занимавшие 42 десятины 1200 сажень (более 45 га). Поселение вместе с огородами и гуменниками по площади представляло собой 32 десятины 640 сажень (35 га), дороги, проходившие через ишеевские земли   10 десятин 900 сажень (около 11 га).
В  1779 году ишеевская исламская махалля насчитывала около 450 человек, из них 156 мужчин, а в 1782 году число ишеевских мужчин выросло до 212 . Наличие мечети впервые упомянуто в  документах под 1790 годом, а  указной  (назначенный Оренбургским Магометанским Духовным собранием) имам, появился в 1797 году.
Имамом являлся  Назир Абыторшин, исполнявший свои  обязанности вплоть до 1824 года. В 1790 году мечеть посещало 200 ишеевских мужчин.

В XIX веке Ишеево   деревня Андреевской волости Васильского уезда Нижегородской губернии. 
К 1812 году ишеевская исламская община выросла, как и большинство общин татарских деревень округи,  насчитывая более  500 человек (227 мужчин и 275 женщин). В 1824 году приход  возглавил имам-хатыб и мударрис Мухамят Рахим Зябиров . В 1828 году число ишеевских мусульман-мужчин, продолжавших посещать единственную мечеть , исчислялось цифрой 222 человека.
В 1830 году имам Зябиров получил от ОМДС экземпляры мечетских книг для ведения наиболее важных записей, отражающих факты жизни ишеевской исламской общины.
Деревня разрасталась. В 1859 году в ней насчитывалось 132 двора. На протяжении XIX века общая численность верующих  деревни Ишеево увеличивалась довольно быстро от десятилетия к десятилетию. В 1859 году количество прихожан обоего пола составляло 588. По-видимому, в 1868 году мечеть была отремонтирована, может быть, за ветхостью или из-за пожара. Но ремонт был произведен серьезный, поэтому ишеевцы восприняли эту ситуацию как строительство мечети заново. Неслучайно, на одной из  мечетей современной деревни и стоит дата 1868 год. В 1878 году количество прихожан ишеевской мечети возросло до  915 человек. Тем не менее, тогда продолжала работать лишь одна мечеть, где мусульманам становилось тесно.
В последней четверти XIX века происходила смена духовных лидеров деревни. В ноябре 1898 года мулла Ж.Мифтахетдинов обратился к властям, в Нижегородское губернское правление, с просьбой о разрешении строительства второй соборной мечети в деревне Ишеево. Эта была та мечеть, которая украсила деревню, расположившись на самом высоком месте, там, где когда-то начиналось Ишеево.
Две новых мечети, построенные в конце XIX столетия, были увенчаны минаретами в 1902 году.
В XX веке Ишеево некоторое время продолжало оставаться в Андреевской волости Васильского уезда Нижегородской губернии и насчитывала около 500 дворов. Основными занятиями жителей деревни являлись, по-прежнему,  земледелие и скотоводство. Выращивали рожь, пшеницу, коноплю, овес, чечевицу, просо, вику, лен.
В годы первой мировой войны часть ишеевцев была призвана на фронт. По состоянию на 16 октября 1917 года количество мобилизованных от деревни составляло 122 человека . Усиливающийся в стране экономический и политический кризис сказывался на жизни деревни.
В 1920 году оно насчитывало 1900 человек, из них детей от 6 до 17 лет 578 человек. 4 учителя обучали 276 детей.
Со второй половины 20-х годов начинались гонения на исламские общины  и их лидеров, пытавшихся хранить религиозные традиции. А уже с  1934 года мечети стали закрываться. По постановлению президиума Спасского райисполкома вторая и третья соборные мечети были переоборудованы под школы. Общественная жизнь деревни сосредоточилась во вновь построенном Доме культуры.
Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война стала испытанием для всего советского общества. Ишеевцы достойно проявили себя в этот сложнейший в истории Отечества период. Почти из каждого дома по одному, а то и по двое человек ушло на фронт.
До самого здания германского  рейхстага  прошел боевой путь уроженец и  житель Ишеево Абдулла Ислямович Ислямов (1916 г.р.).
Разведчиком, а затем после окончания Саратовского военного  училища летчиком-истребителем, служил ишеевец Абдулгани Шакиров (1919-2001). Он тоже вернулся с фронта в свою родную деревню.
Мтиулла Баширов (1915-1991) за подвиги в годы Великой Отечественной войны был награжден многими орденами и медалями. Среди них Орден Отечественной войны II степени, Орден Красного Знамени, Орден Красной Звезды.
Боевые награды получил, пройдя дорогами войны в течение всего её периода, колхозник-ишеевец Муса Хайруллин.
В 60-70-е годы  в материальной жизни Ишеево произошли серьезные перемены: в 1961 году деревня была электрифицирована и радиофицирована, в 1967-м провели водопровод, в 1975-м у жителей появилось 16 телефонных точек.
Уцелевшая мечеть Ишеево сумела пережить разные периоды советской эпохи с 30-х годов, так и не попав под слом под предлогом  ветхости ,  расчистки места  и т.п. .
Исламское возрождение, развернувшееся в России в начале 90-х годов, отразилось и на татарской деревне Ишеево. В 90-е годы возобновили свою деятельность две мечети.
12 июня 2003 года в селении Ишеево была открыта третья мечеть, расположившаяся  в верхней части деревни. Стоит отметить, что если бы не желание и финансовые возможности уроженца Ишеево Анвяра Митиулловича Баширова, то в нашем селе могло и не появиться этого архитектурного памятника.
В настоящее время в  деревне насчитывается порядка 130 дворов, в которых проживает более 250 жителей.

Контакты

Важные события

Праздничные мероприятия, посвященные 65-ой годовщине Великой Победы  >>

/09:38, 9 Мая 2010 г./

 

 


 

 


Все события >>



Создание и поддержка сайта -
При использовании информации ссылка на сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!

Hosted by uCoz